Николай! Давайте поженимся! Ответ Переяслову-3

Анна Новомлинская
Уважаемый Николай, прежде чем говорить о главном, отвечу на ваш вопрос о моей комедии про  банк. Поставлю ее на странице, как только она будет доработана. Но я приведу из нее один отрывок, который прошу считать  эпиграфом к письму.  Яна – пресс-секретарь (выражает мои взгляды на литературное воспитание народа). Цукерман – председатель правления  (ваши взгляды).
Яна
Так значит, ложь слова твои - вот эти -
Что, дескать, нет прослушки  в кабинетах?!
(передразнивает)
«Доверие к сотрудникам своим
Я чувствую, как к детушкам родным…»
Сплошной обман! И где твой гуманизм?

Цукерман
Предвижу… повсеместный терроризм!
А во-вторых…Их, как детей, любя…
Положим… сын родился у тебя?
Так, неужели, ты за ним следить
Не будешь? Контролировать? Ходить,
Смотреть - как у него дела,
И что он прячет в ящиках стола?
Ужели, ты, моя душа,
Оставишь без присмотра малыша?!

Яна
Но дети - тоже личности. И им,
Отчасти, верно, надо доверять.

Цукерман
Да! Доверять. Но - проверять.
Всему учить! Оберегать
От глупостей,  дурных компаний,
Крамольных мыслей, наркоманий….

Яна (в сторону)
Нельзя не согласиться с ним.
(Ему)
Ты если прав - то только вполовину.
Не дети здесь, а женщины, мужчины.

Цукерман
Чуть глянешь в сторону - у них уже роман,
Работа стынет, а герой - румян.
Проводки заржавели все. Беда!
И не проходят деньги, как всегда.
И  банк развалится. А им - все "ну и пусть".
Лишь я один тут до ночи тружусь.
А им - чаи гонять, баклуши бить.
С чего тогда зарплаты-то платить?
***
Николай! Не споря по мелочам, честно скажу – я  ПОЛНОСТЬЮ согласна с первой частью вашего ответа. «Настоящий герой – это тот, кто рискует своей жизнью и совершает свои подвиги во имя ОБЩЕНАРОДНЫХ ценностей, а герои западного образца как правило сражаются только за свои ЧАСТНЫЕ интересы.» Только вот…  не состоит ли этот великий общенародный интерес из миллионов наших маленьких интересиков? А они – у каждого свои. Чья возьмет???? Именно когда интерес отвечает личным чаяниям большинства маленьких людей, он становится всенародным.
Как и вы, я удивлена поворотом событий. Если честно, прочтя вашу первую рецензию «Железному веку», я приняла вас за киборгопоклонника и моим первым побуждением было отправить этого типа к  киборгам и дальше. Даже не захотелось идти на его страницу. Теперь я рада, что не сделала этого. Фактически получилось так, что вы дали мне путевку в жизнь на стихире. Ответ вам номинирован, люди приходят, читают, высказываются. И, что интересно, ни у кого до вас не получалось дать название тому собирательному образу, который у нас вырисовывается. Вы сказали современное слово – емкое, включающее в себя и Багрова, и Робин Гуда, и Илью Муромца, и Зигфрида – СУПЕРМЕН. Думаю, что в эпоху глобализации и преклонения среднестатистического представителя русского народа перед всем западным, иностранное слово – супермен – очень подходит для характеристики  русского героя.
Но я не удивлена вашим  аналитическим способностям - вы же профессиональный критик и серьезно занимаетесь этой темой. Поэтому из всех высказываний под письмом ваша рецензия наиболее четко сформулировала проблему, обозначила образ героя, и лаконично сформулировала мое отношение к проблеме. Вы меня поняли. По принципиальным вопросам у нас с вами ОДНО мнение (об этом я написала в предыдущем письме). Но вот, наконец,  я поняла и могу сформулировать коротко, в чем суть нашего главного противоречия. ДЛЯ НАС ЛИТЕРАТУРА – ОТДЫХ. ДЛЯ ВАС – ВАЖНЕЙШЕЕ ДЕЛО. Несмотря на то, что у меня в дипломе написано: «Журналист. ЛИТЕРАТУРНЫЙ работник газеты» и я одно время была главным редактором журнала, все равно, я не считаю себя профи в литературе, и не отношусь к поднятому вопросу так серьезно, как вы… ВОТ КОРЕНЬ, ИЗ КОТОРОГО И ВЫРОС ВЕСЬ СПОР.
Ваши слова: «Железный век» становится не лагерем подготовки русских «духовных шахидов», а каким-то «соловьиным садом», уводящим читателя от проблем… в беззаботно-наркотическую духовную эмиграцию».
Да, Николай, именно так. Для нас литература – скорее увлечение.  Мы не ставим себе целью  искать героя современности, национальную идею и воспитывать «русских «духовных шахидов». И мы НЕ ПРЕДЛАГАЕМ народу в героев Роландов и Ланселотов. Мы создали свой соловьиный сад, где и прогуливаемся с ними под руку, ведя куртуазные беседы и отдыхая от проблем сегодняшнего дня. В сущности, пол-страны именно этим и занята – любовные романы, мыльные оперы, фантастика (сказки для взрослых), детективы (Фандорин – не худший вариант!).
При этом, Николай, МЫ, ПОЭТЫ ЖЕЛЕЗНОГО ВЕКА, РАЗДЕЛЯЕМ ВАШУ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ, ВАШ ПАТРИОТИЗМ, ВАШУ БОЛЬ ЗА РОДНУЮ СТРАНУ, С УВАЖЕНИЕМ ОТНОСИМСЯ К ПОПЫТКАМ СФОРМУЛИРОВАТЬ РУССКУЮ ИДЕЮ, ОТВЕЧАЮЩУЮ ДУХУ СОВРЕМЕННОСТИ, НАЙТИ ОБРАЗ НОВОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ГЕРОЯ.
Вы же – профессиональный литератор, чьи основные эстетическое воззрения сформировались в эпоху соцреализма, как я уже говорила. Вы поворачиваете разговор в сторону  гражданской позиции автора. Вы призываете нас: «писать НАДО о проблемах дня СЕГОДНЯШНЕГО и СЕГОДНЯШНИМИ художественными средствами».
Поняла, мы с вами спорим не как славянофилы и западники, а как символисты и соцреалисты. «Надо!» – грозно хмуря брови, утверждает реалист. «Кто сказал, что надо? Кому надо?» – отшучивается символист. «Народу надо», – доказывает реалист.
А народ с большим интересом читает уводящие от действительности поэмы, чем  романы на социальные темы. Вы же сами и указали процентное соотношение –  5:1. (Пять Акуниных за одного Личутина.)
КСТАТИ, АКУНИН В РОМАНЕ «АЛТЫН-ТОЛОБАС» ДАЕТ НАМ ПРЕКРАСНЫЙ ОТВЕТ. ЕГО ГЕРОЙ – ЗАПАДНЫЙ СУПЕРМЕН И РУССКИЙ ИНТЕЛЛИГЕНТ В ОДНОМ ФЛАКОНЕ. ОН ПРЕКРАСНО ОБРАЗОВАН. ОН ИЗУЧАЕТ ДРЕВНИЕ РУКОПИСИ, НО ОН – НЕ АРХИВНАЯ КРЫСА. ОН СПОРТИВЕН, УМЕН, КРАСИВ, И МАСТЕРСКИ (по-голливудски)))) РАЗДЕЛЫВАЕТСЯ С  ВРАГАМИ. И, ЧТО ИНТЕРЕСНО, ЕГО ПУТЬ ПОВТОРЯЕТ ПУТЬ ЕГО ПРЕДКА, НЕМЕЦКОГО РЫЦАРЯ  ФОН ДОРНА. Я СЧИТАЮ, ЧТО ЭТА КАРТА У МЕНЯ – КОЗЫРНОЙ ТУЗ, ВАМИ ЖЕ И ПОДКИНУТЫЙ. ВОТ ОН – НАЦИОНАЛЬНЫЙ РУССКИЙ ГЕРОЙ – ФАНДОРИН МЛАДШИЙ, выращенный интеллигентными родителями, впитавший с молоком матери не только русские сказки, но и европейские предания, историк по образованию, специалист по средним векам и возрождению, и при этом – любящий Россию такой, какая она была в лучшие времена, и ставший настоящим патриотом ее сегодняшней. Николай, я серьезно! Я его нашла! Книга о нем написана современным языком, посвящена проблемам современности. Рисует настоящего героя наших дней!!!
Вот он – наш новый Рюрик. Наш вернувшийся на русскую землю Набоков. Наш лежавший на печи Илья Муромец, всю молодость просидевший в пыльных европейских архивах, а потом каак вставший, каак гикнувший. И пошел звон по всей Руси великой. И его образ в сознании русского читателя неотделим от образа его предков – Эраста Фандорина и Фон Дорна, суперменов прошлых веков.
И, в сущности, Акунинский портрет  Фандорина соответствует портрету любого из поэтов Железного века. Александр Горский, Сергей Кормилицин…  - все они живут, борются, работают, а не сидят в архивах, уходя от реальности. И они несут почерпнутые в сокровищницах прошлых веков знания людям, воскрешая былой рыцарский дух, прославляя те же вечные ценности, о которых вы говорите.
Мы с вами принадлежим к разным литературным течениям. Ваше мнение – мнение типичного соцреалиста – вспомнился уважаемый мною Маяковский: «В наше время тот поэт, тот писатель – кто полезен».
Да, народу надо прививать культурные ценности. НО. Такими прививками советская власть занималась 70 лет. И что? Папа умер, а дети выкинули на свалку портрет Ленина и собрания сочинений Фурманова с Островским, и  набросились на запретный ранее китч. Объедаясь, пачкаясь липким - сладкий сок течет по подбородку - давясь, запихивают себе в рот... Анна Каренина сбежала от проблем и ест липкое мороженое.  Что потом? Следующий шаг - под поезд? Надеюсь, что такие люди, как вы, не дадут народу угодить на смертельные рельсы, вытащат, умоют и научат, как жить дальше. Учить его надо, учить…Да, вот они и есть – ваш и наш образы. Архетип реалиста – Отец. Архетип Железного века – Мать.
 «Надо сделать математику, русский и прочесть «Дубровского»! –  наставляет строгий отец. А сынок сидит за столом и прикрывает учебником русского языка Майн Рида (ой, прошу прощения, это лучший вариант – дети поэтов железного века читают на ночь сказанья о рыцарях Артура или книги Майн Рида, а образу современного ребенка дадим в руки комиксы). Мы согласны – сынка надо воспитывать. Чем вы, как я понимаю, по-отечески и занимаетесь. А мы, как добрая мама, соглашаясь с папой в главных вопросах воспитания, по-своему, защищаем малыша от папиного ремня и читаем ему на ночь предания старушки Европы... Ему – сыну – расти, учиться, и однажды покинуть отчий дом и выйти в большой мир. И мы хотим, чтобы с людьми Европы он смог говорить на одном языке.
А вот - ваша фраза, которая примиряет наши позиции: «КОНЕЧНО, ИСТОРИЯ ДОЛЖНА ЛЕЖАТЬ В ПОДСОЗНАНИИ КАЖДОГО ИЗ НАС КАК НЕКАЯ МАТРИЦА, на которую мы обязаны проецировать нашу сегодняшнюю нравственность, но писать мы должны о СЕГОДНЯШНЕЙ России, СЕГОДНЯШНЕМ человеке, СЕГОДНЯШНЕЙ жизни…»
ДА, НИКОЛАЙ – ВЫ ПИШЕТЕ О СЕГОДНЯШНЕЙ РОССИИ, А МЫ  ЗАКЛАДЫВАЕМ В ПОДСОЗНАНИЕ ЭТУ САМУЮ МАТРИЦУ. Кто-то же должен донести до читателя богатейшее культурное наследие прошлого.
НУ, ЧТО, НИКОЛАЙ? МОЖЕТ, НЕ БУДЕМ СПОРИТЬ, А ПОЖЕНИМСЯ? И БУДЕМ ВМЕСТЕ ВОСПИТЫВАТЬ ЭТОГО УМНОГО, ДОБРОГО РЕБЕНКА – НАШ РУССКИЙ НАРОД. СЕЯТЬ РАЗУМНОЕ, ДОБРОЕ, ВЕЧНОЕ? МЫ, ПОЭТЫ ЖЕЛЕЗНОГО ВЕКА, БУДЕМ УЧИТЬ ЕГО ДОБРОМУ И ВЕЧНОМУ, ПЕТЬ ЕМУ КОЛЫБЕЛЬНЫЕ И РАССКАЗЫВАТЬ О ГЕРОЯХ ДРЕВНОСТИ, А ВЫ, РЕАЛИСТЫ, НАУЧИТЕ ЕГО РАЗУМНОМУ,  ВЫРИСОВЫВАЯ ОБРАЗ СЕГОДНЯШНЕГО НАЦИОНАЛЬНОГО ГЕРОЯ.
Николай, пока пьеса о банке не готова, я предлагаю вам прочесть «Драконью кровь», в которой на материале сказаний о Нибелунгах пытаюсь говорить о современной России, немного ерничая, немного  иронизируя, но поднимая все те же вечные проблемы, о которых мы с вами говорим. Повторяя вашу цитату, о моем Зигфриде можно сказать, что «унутри срендевекового рыцаря – наши опилки». С уважением, Анна.

P.S. Для тех, кто дочитал до конца и кому интересно – письмо Переяслова, на которое я тут отвечаю, находится среди рецензий на мое  предыдущее номинированное письмо «Синьор Помидор как национальный русский герой».

P.P.S. Ура! Комедия о банке в первой редакции тоже готова :-))) Вот ссылка: http://www.stihi.ru/2003/04/22-847