Тем непереносимей...

Анна Иерусалимская
Со дня своего рождения человек приближается к смерти. «Жизнь – это дорога к смерти». Это кажется абсурдным, т.к. считается, что жизнь – это добро, смерть – это зло, значит целью добра является зло? Жан-Поль Сартр говорил: «...Чем бессмысленней жизнь, тем непереносимей мысль о смерти». А мы умираем, мы умираем с каждой омервелой клеткой нашего организма, постоянно умираем и возрождаемся вновь.
Все люди ждут завтрашний день, новую весну, все люди устремлены в будущее и , сами того не сознавая, они желают приблизить собственную смерть. Те, у кого не хватает терпения, становятся самоубийцами. Те, у кого не хватает устремленности, становятся скучающими трусами. Лишь взаимодействие, взаимоусиление глубокой устремленности и глубокого терпения создает то напряжение, без которого невозможно становление сильной личности, ее духовный рост.
Когда человек выходит из состояния сна, осознает те силы, под воздействием которых он находится, он натягивается как струна между прошлым и будущем, которое непременно станет прошлым, он начинает говорить на одном языке со смертью.
Поскольку истории подвластно только прошлое, т.е. только прошлое можно охарактеризовать, оценить, проанализировать, значит нет равноправия между прошлым, настоящим и будущим. Сознание целиком находится в прошлом. Будущее предстает перед нами лишь в мечтах и планах, которые мы не считаем реальностью. Настоящее мы рассматриваем только после того, как увидим, т.е. оставим в прошлом. Значит, движение во времени иллюзорно. Все время принадлежит прошлом. Отбросив прошлое, как иллюзию, не останавливаясь на нем, ловя мгновения, равноценные и лишенные протяженности, мы выходим из власти времени и соприкасаемся с вечностью. И если смерть – это мера жизни во времени, то в вечности нет смерти, там есть только бессмертие.
Рассматривая бесконечность во времени, мы снова подходим к понятию вечности. Если выше мы рассмотрели выход к вечности через мгновение, непосредственное восприятие настоящего, т.е. выражаясь на языке математики, через бесконечно малую величину, то теперь мы получаем вечность при рассмотрении бесконечно большой величины, всего исторического времени. Мгновение и вечность замыкаются.
Смерь как абсолютное событие мгновена. И как через мгновение мы приходим к вечности, так через смерть мы приходим к бессмертию. И как историю мгновений объемлет вечность, так историю смертей объемлет бессмертие.
Мы рассмотрели снятие времени, выход за время, происходящий в сознании. Время создается в человеческом сознании. Время древних было цикличным, бесконечный ряд смертей и рождений. Они не противопоставляли смерти бессмертию. И они не боялись смерти. Каждый народ началом времен считал ту дату, от которой он прослеживает свою историю. Для физиков начало времен – это возникновение Вселенной, т.к. они не могут представить себе то, что было до этого. Так и концом времени для каждой группы людей является потенциальный момент прекращения ее существования. Если человек полностью ощущает себя частью своего народа, то он легко отдаст за свой народ, ибо смерь для него – это гибель народа. Если человек полностью отождествляет себя со своим физическим телом, то он считает свою смерть концом времени, а следовательно и концом света. В обоих случаях время, созданное человеческим сознанием в вечности из вечности же как некая среда, в которой возможен определенный процесс движения сознания, потеряв свою связь с вечностью, отвердело. Сознание, приспособившись к этой среде, ослабло, многие его способности атрофировались, оно плывет по инерции, сталкиваясь с твердыми стенками. Эти столкновения суть боль. Потенциал боли суть страх. Прохождение через стенку есть исчерпание боли. Исчерпав боль, мы сводим потенциал страха к нулю. Бесстрашие есть готовность проходить через боль.
Так смерть в обычном понимании – это конец личного времени. Приближаясь к смерти, человек чувствует, что его сознание не сможет больше существовать в прежних условиях, такое сотрясение о границы должо быть очень болезненным. Потенциал этой боли и есть страх смерти. Человек, для которого время не ограничено его жизнью, смерти не боится.
Поскольку покидание физического тела сопряжено с глубинными изменениями в сознании, то все религии своей целью ставят помочь человеку начать эти изменения еще при жизни, призывают его сконцентрировать свои силы для преодоления этой боли, идти навстречу ей, ибо бегство от боли наращивает страх – потенциал боли. Человек может достичь бессмертия и при жизни, тогда после смерти он лишь освобождается от искушения обрастания шелухой, которая носится вокруг него, удерживаемая вдали центробежной силой его личности и притягивающаяся к нему силой порожденных сознанием связей.