Большой разговор 2

Вл.Шилин
Итак, в стихе главное – содержание. Содержание в свою очередь, требует создания сюжета, то есть последовательного, связного рассказа о том, что хочет поведать миру автор.     Не всегда  в стихах сюжет это рассказ о чём-то конкретном, но в сюжетных стихах повествование всегда неразрывно связанно с мыслями автора, с его отношением к теме. Однако, бывают стихи без какого-то конкретного сюжета,  просто в виде отдельного рассуждения (мысли) автора о чём-то.. Оригинальная зарифмованная мысль порой стоит очень многого.  Возьмём,  к примеру,  рубаи Омара Хайяма:
Откуда мы пришли? Куда свой путь вершим?
В чём нашей жизни смысл? Он нам непостижим.
Как много чистых душ под колесом лазурным
Сгорает в пепел, в прах, а где, скажите, дым?

          Поэту важно правильно начать своё произведение и кончить его в нужном месте, не перегружая текст. Неопытные авторы страдают порою неумением вовремя остановиться. Иному из них кажется, что задача поэта сказать о данном предмете как можно больше  (всё или почти всё). Мастерство больших поэтов состояло именно в том, что они оставляли в стихах место и для раздумий читателя. С читателем необходимо говорить как со своим партнёром, незримым соавтором. Они старались не поучать читателя, а поднимать его до своего уровня. Поэт во все времена являлся как бы духовным вождём своей нации. Об этом никогда нельзя забывать!

              Наполним кубок! Меч во длань!
          Внимай нам вечный мститель!
              За гибель – гибель, брань – за брань,
          И казнь тебе, губитель!
             В.А.Жуковский "Певец во стане русских воинов"

Эти строки невольно напоминают древний обычай многих народов, когда певец (поэт)
перед битвой своей песней вдохновлял воинов.

Кроме таланта, данного от природы, необходимо развивать в себе умение фантазировать, то есть развивать воображение. Учиться мыслить не только конкретно, но и абстрактно, при этом, не отрываясь полностью от реальности, от жизни. У талантливого автора бывает очень интересно читать его раздумья над избранной темой, видеть его умение от одной темы логически переходить к другой. В этом отношении интересно перечитать роман Пушкина "Евгений Онегин", содержащий большое число всевозможных отступлений, которые не уводят нас в сторону от основного сюжета, а дополняют его, расширяют и обогащают как сам роман, так и душу  читателя.  Вот вам пример того, как и чему надо учиться у классиков - не подражать, не повторять уже найденное ими, а продолжать, расширять и искать новые выразительные средства.
             Умение учиться у классиков -  не все люди понимают правильно. Многие задают вопрос, а что это такое? Прежде всего, автор должен хорошо знать избранную тему. Ведь Пушкин не в каждой поэме делает такие отступления как в "Евгении Онегине", не везде рассуждает на отвлечённые темы. Чему посвящён его роман – рассказу о сегодняшнем дне России, разговору на бытовые темы. А поэма "Бахчисарайский фонтан" или "Полтава" – произведения на исторические темы. Уместны были бы там такие отступления как в Онегине? Конечно же, нет! Они бы только вызывали недоумение у читателя. Там всего вероятнее нужны были бы размышления историка, какие-то аналогии. Пушкин именно так и поступает. Он никогда не перегружает свои произведения посторонними темами. Его размышления в романе помогают усилить впечатление от главной темы, помогают полнее понять характер эпохи. Пушкин в своём романе выступает как интересный собеседник, умеющий и вовремя пошутить, и вовремя стать серьёзным. Ведь его размышления не случайные вставки болтливого человека, нет! – они логично вытекают из развития самого сюжета. У нашего великого поэта имеется несколько крупных произведений на бытовые темы (Медный всадник, Граф Нулин, Домик в Коломне ) и в каждом из этих произведений Пушкин находит свои темы для беседы с читателем, но никогда не повторяет однажды найденный удачный приём.
          Желание учиться умению не просто рассказывать о том или ином событии, а вводить в повествование интересные подробности, картины природы, свои душевные переживания (но не отягощающие собой произведение) помогающие сделать тему разнообразной и насыщенной, вот что должен вынести каждый автор от чтения классики.

          Поэзия – это тот вид искусства, который был найден, открыт самим человеком. Потому поэзия и носит название искусства, что это искусственно созданная человеком форма самовыражения и общения людей друг с другом. Человек, являясь частью природы, почувствовал наличие в ней ритмов (их очень много) и использовал своё открытие для личных нужд. Именно потому напрасны все попытки некоторых людей, искать новые способы развития стиха. Человек уже нашёл все стихотворные размеры, то есть ПОЭТИЧЕСКУЮ ФОРМУ, дополнил её РИФМОЙ.
Мало ли это? Нет! Уже то, что мы имеем сейчас, открывает большой простор для любого мастера в области самораскрытия. Посмотрите, сколько веков существует поэзия, сколько великолепных авторов она нам дала, а разве мы спутаем Гомера с Овидием или Вергилием? Пушкина с Лермонтовым или Некрасовым? И это не потому, что они писали разными размерами, выдумывали свои стихотворные формы. Нет! Они сумели найти СВОЮ ТЕМУ в литературе, а уже тема потребовала от них своих, ни на что не похожих выразительных и изобразительных средств. Посмотрите, какие рифмы используют наши русские поэты, каков у каждого из них словарь!
Каждый поэт-классик создаёт СВОЙ творческий мир, СВОЮ ПОЭТИКУ. Значит, задача будущих авторов найти ТО же! -  СВОЮ поэтику,  СВОЙ мир сюжетов и образов - помня  при этом, что поэты пушкинской поры вовсе не отвергали всё сделанное их предшественниками. Сам Пушкин гордился тем, что его творчество было отмечено Державиным. Помните,
И в гроб сходя, благословил!
Поэты пушкинской поры учились и у поэтов прошлого, и у Пушкина, и друг у друга. Это были не соперники, а соратники! Их  замечательные традиции не худо бы возродить и сегодня.
Важно помнить, что  поэзия – это не перекладывание на поэтический язык прозы, нет! Это разговор души и тела, где телом является сюжет, а душа -  это стихотворная форма. Недаром же в современных крупных поэтических произведениях авторы не придерживаются одного раз и навсегда выбранного размера, так как  каждый новый сюжетный ход требует своей формы, своего ритмического рисунка.

           Одним из важных элементов стиха является его красота. Не украшение, не украшательство, а именно красота. Почитайте сборники русских народных песен,  и вы найдёте в них множество ярких примеров красоты. Народ не просто перекладывал на язык песни свои думы и боли, но делал это чрезвычайно образно, высокохудожественно. Даже тексты, пришедшие в народные песни из книг, он умело обрабатывал, отбрасывая всё лишнее! Задача настоящего поэта научиться писать так же, как это умеет наш народ. ФОРМЕ в поэзии, её разнообразию и строению надо учиться и по словарям и по учебникам. Но главный учитель здесь – литература народов мира. Почитайте классику Востока и Запада, и вы узнаете, что такое танка или хокку, ода или сонет, баллада или октава.
           Русские поэты знали всё это. Именно потому так богата и разнообразна по форме их поэзия. Хотя большая часть стихов Пушкина написана ямбом, но он умел писать и сонеты, и октавы, использовал он и древнегреческий гекзаметр - но делал это не нарочито, а по велению души, естественно и органично.
            Историю поэзии необходимо изучать не столько по учебникам, сколько по подлинникам – по произведениям античных и средневековых поэтов. Знать необходимо, ЧТО же сделали поэты за века существования литературы, каковы их достижения, чтобы самим не тратить время на те же открытия.
У Гарина-Михайловского есть рассказ о том, как один человек открыл нечто новое в области математики (кажется интегральное исчисление).   Когда он рассказал о своём открытии учителям гимназии, то они объяснили: что да, он нашёл, своим путём, то, что уже другим способом открыли до него другие.  Вот к чему приводит неосведомлённость, отсутствие кругозора!

       Искусству поэзии, как и всякому другому искусству, нельзя научиться. Человека с музыкальным слухом можно научить писать стихи, - этому учили и в античные времена и в средневековье (об этом нам напоминает название стихотворной единицы – СТОПЫ - так когда-то начинающие обучение стихотворцы ногой отбивали стихотворный ритм, то есть ударные и безударные слоги, что позже стало официальным термином в литературоведении,  например, четырёхСТОПНЫЙ ямб).
Но это не значит, что каждый обучающийся  становился в дальнейшем поэтом. Чтобы стать поэтом, необходим природный дар. Он даётся человеку от рождения так же как талант музыканта, художника, инженера и т.д.
Талант проявляется неоднозначно, даже у очень одарённых людей. Так у Грибоедова или Ершова он отразился лишь в одном единственном (но гениальном произведении), а другим таланта хватает на всю жизнь.
        Но,  даже обладая таким даром (талантом) и написав много стихов, поэт не может сказать, что с каждым новым стихом ему легче работать. Как раз наоборот! Достигнув определённых вершин в поэзии, он стремится сохранить свой авторитет в глазах читателя, а это требует новых поисков: и в области формы, и в области содержания, и в области изобразительных средств. Растёт число стихов, крепнет опыт, а вместе с опытом растёт и сам автор. Он набирается новых впечатлений, расширяется его кругозор,он всё яснее понимает, что каждое новое стихотворение  накладывает на него всё большую и большую ответственность за качество творчества.

           Поэт может рассказать более или менее подробно о том, как он создавал свои произведения, но как будут созданы новые вещи, он и сам не знает. Конечно, зрелому мастеру легче найти новый подход к теме, и всё же он не застрахован от ошибок. Так, Лев Толстой задумал написать роман о декабристах, собрал нужный материал, но дальше нескольких страниц дело у него не пошло. А ведь к этому времени он уже создал Войну и мир, то есть был зрелым мастером. Точно так же и Чехов, несмотря на страстное (всю жизнь мечтал!) желание написать роман, так и не написал его, ограничившись созданием повестей, очерков и рассказов. Видно что-то в характере таланта ему не позволило сделать это, а насиловать талант нельзя, просто опасно!

           Чтобы всегда быть в форме, уметь вовремя заметить тему, почувствовать вдохновение, поэт обязан трудиться и трудиться. И, конечно же, много читать, размышлять и учиться! Главное для поэта – расширять свой словарный запас. Чем больше слов сохраняет память, тем легче строить фразы, строфы. Особенно важно иметь в запасе побольше синонимов, чтобы вовремя уметь заменить одно слово другим, равнозначным. Необходим также, как можно больший словарь фразеологизмов и, кроме того,  иметь в памяти словарь образных выражений русского языка.
          Иногда я слышу такое мнение: писать нужно только о том, о чём ещё никто не писал, то есть искать новые, никем не тронутые темы. Такое, конечно, возможно, жизнь всегда подбрасывает довольно много нового.
Но разве запрещено было Пушкину писать о любви только потому, что об этом уже писали античные лирики, Петрарка и другие поэты? Нет! Важна не тема, не сюжет стиха, а его исполнение, форма, мысли,  которые вкладывает автор в старое содержание. Ведь не будет же наш современник писать о любви так, как писали в эпоху Возрождения -  у нас иные отношения к данной теме! Да и как узнать, на какую тему БЫЛИ стихи, а на какую нет? Для этого необходимо перечитать всю поэтическую литературу мира! На такой подвиг жизни не хватит, а когда же самому-то работать? Повторяю: важна не тема, а её обработка. И хотя всю литературу мира трудно осилить одному человеку, всё же читать надо очень и очень много!