Статья - Большой разговор

Вл.Шилин
            

         Дорогие читатели, я хотел бы пояснить, что содержание моих заметок это живой разговор о литературе,  не связанный какими-то правилами: каждая тема развивается в том порядке, в каком она родилась в моей душе -  непричёсанные мысли, как сказал  Ежи Лец.  Это и  советы давно пишущего человека, и рассуждения страстного книгочея, и замечания путешественника, много ездившего по своей стране. Иногда заметки прямо касаются практических сторон литературы, иногда уходят вглубь литературной истории, лингвистики и других наук,  имеющих отношение к литературе. Здесь можно найти рассказ и о моей библиотеке, о её создании, о мыслях и чувствах, которые рождаются в человеке при внимательном взгляде на книжную полку.
Литература по своим возможностям необъятна как наша Вселенная -  сказать о ней всё, не дано ни одному человеку: ни за кем не может быть закреплено право, сказать последнее и самое веское слово о ней. Даже все вместе мы можем  сообщить о ней только малую долю того, что останется досказать будущим поколениям.
Надеюсь, из того, что сказано мной, каждый начинающий автор может почерпнуть хоть немного полезного для себя и своего творчества и  это одно уже будет очень приятно и ценно для меня.
               
Когда я начинаю размышлять о поэзии, то инстинктивно понимаю, что это не просто форма выражения моих мыслей, но и форма жизни. Поэзия – огромный сложный мир, создаваемый не только душой поэта, но и его умом.
У меня никогда не возникало иной формы общения с читателем, как стихотворная: только в ней я чувствую себя вполне комфортно. Умение управлять словом, способность придавать ему любую желаемую форму - вот подлинное счастье для каждого мастера, каждого творца.
Многие авторы говорят, что прежде чем начать писать стихи, то есть, прежде чем создавать свой поэтический мир, необходимо овладеть всеми формами стиха. Я тоже так думаю.
      
Стихотворение состоит не из одних строк и строф.
В каждом настоящем произведении заключаются три обязательных элемента: форма, содержание и красота. Конечно, на первом месте в произведении должно стоять СОДЕРЖАНИЕ: без чётко выраженной мысли нет произведения.
Но именно ФОРМА  делает мысль стихом, именно форма порой придаёт мысли совсем не то содержание, которое предполагал в него вложить  автор, и это не зависит от мастерства.   Смысл во многом зависит от того, как воспримет  произведение читатель.  Например, Сервантес, создавая образ Дон-Кихота, думал осмеять незадачливых авторов создававших рыцарские романы в то время, когда рыцарство сходило на нет. Но время распорядилось иначе. Образ Дон-Кихота стал для многих образцом чести и благородства. 
Из приведённого примера мы видим, что на восприятие содержания  влияет не только мастерство, тут играют роль и иные факторы; их может быть много.
       
Можно ли, скажем,  написать "Иллиаду" в иной ФОРМЕ, чем гекзаметр?
Можно, но тогда придётся многое менять в содержании. А выиграет ли от этого содержание – неизвестно. Настоящий мастер и находит для своих мыслей единственно верную форму,
подсказанную его талантом и СОДЕРЖАНИЕМ.
               
   Стихи по содержанию делятся, на лирические и философские, публицистические и жанровые. Есть стихи, где главное место занимают размышления на определённую тему.
Можно ли такое содержание уложить в размер частушки? И тут всё зависит от глубины мысли автора, ведь и в частушке порой размышление (как правило - не очень глубокое) играет главную роль. Если вспомнить монументальные оды-размышления Державина, то их конечно же можно уложить в четырёхстопный ямб, и вот стихи Пушкина "Сквозь волнистые туманы" легко ложатся в этот размер.
         Вывод: следует чётко и твёрдо запомнить, что не размер диктует содержание,
         а наоборот - содержание определяет размер.
Такую формулу необходимо принять как непреложное правило, как закон.

Хотя и верно, что каждый автор САМ создаёт СВОИ правила стиха, но есть вещи, которые не зависят от воли и желания поэта-творца. Мы не можем изменить стихотворный размер, не нарушив тем само понятие "ПОЭЗИЯ". Человечество издавна условилось считать поэзией содержание, уложенное в определённый размер.Лишь гораздо позднее к этому добавилась ещё и рифма, которая очень заметно повлияла на содержание, украсила стихи. А вот верлибр, на мой взгляд,  вряд ли что-то прибавил к поэзии, скорее наоборот.
      
РИТМ стиха создаёт в душе читателя определённое настроение, направляет его мысли в нужное русло. Ритм помогает лучше воспринимать содержание, является элементом украшения, как и рифма, хотя у рифмы есть и более важные функции.
Стихотворный размер - основной признак стиха; прежде всего по ритму люди издавна отличали стихи от прозы. Ритм придаёт словам особую, неповторимую в сравнении с прозой значимость, буквально каждому слову стиха. И, повторю, - именно ритм делает стихи стихами. Кроме того, ритм приучает нас к строгому порядку, помогает легче воспринимать содержание, он заранее настраивает душу на определённое содержание, заставляет соразмерять дыхание при чтении и выражать соответствующие эмоции.

РИТМ - это очень интересное открытие человечества в  области литературы.
Ритм не разрушает, а созидает. Он соответствует ритмам внутри человеческого организма. Но, в то же время, не ритм диктует содержание, а содержание - ритм! Это очень важная особенность стиха. Как правило,поэт всегда инстинктивно чувствует, какого ритма требует то или иное содержание, ведь ритм как часть формы не отделим от содержания, как смысл не отделим от слова. Нет бессмысленных слов, но есть понятия, для которых слово ещё не найдено. Стихи, поэзия – это искусство слова,искусство осмысленной речи и не надо подменять его простым, но бессмысленным сочетанием звуков, слов красивых по звучанию,
но не связанных между собой смыслом.
    
Как-то мне попалась рецензия А.Белого на стихи М.Цветаевой. Меня поразило  в его рецензии то, что Андрей Белый уделил большое внимание звуковой стороне стихов (фонике), но ни слова не сказал об их содержании! Возможно, здесь проявилась особая сторона символизма, для которого музыкальность стиха важнее содержания. Посмотрите на стихи некоторых символистов: они великолепны по форме, но содержание оставляет желать большего. Иной раз и литературоведы не в силах объяснить смысл подобных стихов.
Они ищут какой-то подтекст, нечто из биографии авторов, иногда обращаются к истории,
или находят связь со стихами других поэтов и т.д., и т.д., и т.д.
Это можно проследить на примере разбора  К.Тарановским стихов Мандельштама:
.На розвальнях уложенных соломой,
Едва покрытые рогожей роковой,
От Воробьёвых гор до церковки знакомой
Мы ехали огромною Москвой.
               
А в Угличе играют дети в бабки,
И пахнет хлеб оставленный в печи.
По улицам меня везут без шапки,
И теплятся в часовне три свечи.
Тарановский в своём исследовании этого стихотворения приводит мнения трёх различных критиков и сам при этом пишет: "Как видим, эти три интерпретации сильно отличаются друг от друга и от нашей. Наиболее существенное различие между ними в объяснении  центральной (третьей) строфы и в связи с ней интерпретации христианской темы в лирике Мандельштама…"   Уж если литературоведы, занимающиеся творчеством Мандельштама, не могут прийти к единому мнению о смысле и подтексте данных стихов, то каково же рядовому неискушённому читателю?

Русские поэты-классики всегда умели сочетать глубину содержания с красотой исполнения. Представляется, что и в наши дни задача каждого автора - учиться овладевать не только
формой и содержанием, но и красотой исполнения. Сюда относится не техническое умение выбрать сравнения, эпитеты или метафоры, нет - необходимо знать, какими выразительными средствами (ТРОПАМИ) владеет литературы вообще.
Поэт должен хорошо владеть и искусством аранжировки стиха. Этот приём обработки слова особенно интересен, так как придаёт всему произведению певучесть, музыкальность.
Но даётся такое умение очень нелегко.
   
И конечно необходимо помнить, что ни один из вышеназванных приёмов не должен становиться самоцелью для авторов. Эти приёмы должны входить в его произведение логично, не "выпирать" из него - читатель не должен видеть всех приёмов обработки текста: для него важно общее впечатление от стиха. Только поэт, только специалист может заметить какими приёмами Пушкин или другой поэт (мастер) доводит своё творение до совершенства.

В ряду выразительных средств не последнее место занимает и рифма. Она также не должна привлекать к себе внимание читателя. Её роль скромна: соединять между собой соответствующие строки. Она служит более яркому выявлению содержания, и потому рифма не должна быть приблизительной (электричка – по привычке), такая рифмовка всегда будет останавливать внимание читателя, мешая ему вникнуть в содержание. Простить это можно только в переводных стихах. Но и слишком яркая, вычурная, нарочитая рифма также мешает чтению (анемон – телефон); надо различать, где нужна чёткая, яркая рифма, а где скромная глагольная или рифма-прилагательное.
Многое в рифмовке зависит от содержания произведения, поэтому всегда следует помнить, что слишком большая забота о показе своего мастерства всегда идёт в ущерб содержанию, ибо нельзя в одном произведении показать все приёмы поэтических умений, да это и не нужно.

 



© Copyright: Вл.Шилин, 2002   Код: 1202050366