Шедевры Третьяковки Портрет Чехова

Вадим Константинов 2
                Как мастерски сделан!..

                Как верно решён!..

                Как математически
                Точно просчитан!..

                Портрет...

                Где пред смертью
                Показан нам он!..

                И, всё же, бессмертья
                Черты отыщи ты!..
                08.2009.


                Пусть даже вид
                Немного нарочит...

                Но мы прощаем портретисту
                Это...

                Поскольку Чехов
                Так на нас
                Глядит...

                Как будто ждёт
                Мгновенного ответа!..
                17.05.2024.
               


               


 В конце 1890-х годов Антон Чехов – признанный мастер: журналы ищут его участия, появление новых произведений расценивается критикой как событие литературной жизни, споры вокруг них перерастают в общественно-политические дискуссии. Поэтому вполне закономерно было желание Третьякова иметь портрет писателя в своей Галерее. Портрет Чехова был заказан И.Э. Бразу, ученику Репина.
Предполагалось, что работа начнется весной 1897 года, когда Антон Павлович приедет в Петербург, но из-за внезапно начавшегося легочного кровотечения он попал в клинику. Когда воспалительный процесс был приостановлен, Чехов уехал в свою усадьбу Мелихово под Москвой и пригласил туда художника. Портрет был начат 4 июля 1897 года. Работа продвигалась трудно. Чехов не был идеальной моделью, сказывалось нездоровье – портрет явно не получался. Так как основным лекарством от туберкулеза в конце ХIХ века считался теплый морской климат, Чехов должен был уехать на зиму в Ниццу, где работа началась заново.
Со свойственной ему иронией Антон Павлович сообщал: «Я сбился с пути истины и стал усердным посетителем Монте-Карло и уже мыслить могу только числами. Меня пишет Браз. Мастерская. Сижу в кресле с зеленой бархатной спинкой. En face. <...> но выражение, как в прошлом году, такое, точно я нанюхался хрену».