Пластов

Ян Бруштейн
Кажется в 1973-м или 4-м году, я, шатаясь по Москве (был на сессии на заочном журфаке МГУ), вдруг на Кропоткинской увидел транспарант с надписью: "Аркадий Пластов". Обнаружил, что это здание - Академия художеств.
Я тогда увлекался исключительно авангардом, был знаком с его российскими представителями и любил их, особенно белютинцев и, ещё больше, лианозовцев, открывал для себя авангардистов начала века, и к старым советским академикам относился, мягко говоря, с пренебрежением. Так что решил зайти, как ныне говорят, "чисто поржать"...
Это была посмертная выставка великого русского живописца, я бы сказал - Живописца, рядом с которым из того периода я сейчас могу поставить разве что Самохвалова. Из зала в зал я шёл среди великолепных полотен, не обращая внимание на их, безусловно передвижническую, литературность, а просто кайфуя от качества и силы самой живописи - живой и сияющей!..
Я тогда, конечно, не разлюбил в одночасье авангардное искусство, интересуюсь им и сейчас - до того предела, за которым вообще исчезает всякая изобразительность - но тогда я понял, что нет плохих направлений, а есть только таланты и посредственности.
Среди советских "соцреалистов" были сонмы создателей мыльных, мёртвых полотен, но такие художники, как Пластов, выходили далеко за пределы догм, словно омывая свои полотна живой водой подлинного искусства.


На фото: фрагмент картины А.Пластова "Весна".