О единой природе творчества

Микаэль Михаил
Некоторое время тому назад, выдающийся композитор современности Михаил Броннер попросил меня написать текст о единстве творчества (художественного и научного), с целью разъяснения ряда вопросов своим студентам, изучающим композицию. Мне было приятно выполнить его просьбу...

_____________________________________

Чуть ли не самый большой спор ведется по вопросу о разнице между научным и художественным творчеством, причем выделяют в первом из них, научном творчестве, прежде всего логику и конструирование из готовых элементов (не только автомашина собрана из отдельных частей, но и теорема геометрии). Что же касается художественного творчества, к примеру, музыкального, то ему отдается более область эмоций, мерцающих образов, вдохновения, желания рассказать о себе и так далее.

Между тем, согласно Библии, человек создан Творцом по Его образу и подобию. Читаешь, и появляется желание понять – в чем это подобие? Где существенное отличие человека от животных? Что создало человека – труд, как это утверждалось в марксизме, или нечто иное?

Ответ на этот вопрос, верный ответ, давался не раз. Но попытаюсь выразить его ясно и четко. Творец создал творца.  Единственное видовое отличие человека, существенное, внутреннее – искра творчества. Идти вперед, находить новые дороги, не останавливаться, переустраивать, созидать мир – вот что значит быть человеком. Так что не совсем верно называть человека человеком разумным, Homo sapiens, но вернее человеком нового – Novus homo.

 Согласно библейскому тексту, во время возникновения первой цивилизации, прежде всего, появляются пастухи (без еды не проживешь), и сразу же после этого – искусство.
Причем музыкальное искусство. В Библии упоминаются два музыкальных инструмента - духовой и, скорее всего, щипковый. Каким современным инструментам они соответствуют, определить сложно, современный перевод Священных Писаний трактует их как гусли и свирель (Быт. 4:21).

Проявим себя людьми искусства, представим этот город, обнесенный стеной, со скученными жилищами, пастухами, живущими в шатрах, но приходящих к городу торговать едой, подумаем о том, что в городе есть законы, церемонии, строгий регламент праздников. И вот – музыка. Это очень непросто. Изобретены инструменты, каким-то образом сочиняется музыка, неким способом фиксируется, пусть запоминается и воспроизводится с вариациями. А еще надо учить исполнителей – отбирать способных, объяснять им, чем они должны заниматься…

Если профессура допотопного мира была умной, то ученики узнавали о том, что в основе искусства лежит образ.
Образ -  некий «единый клип», содержащий нечто, воспринимаемое нашими органами чувств:  слова и бормотание, раскаты грозы, вой ветра, то есть звуки, а еще краски и цвета, движущиеся фигуры, то есть зрительные части образа, а еще прикосновения к руке любимой девушки – осязание, и еще запах и вкус лакомства…

Вот что такое этот образ. Но и это не все. Отдельные фрагменты этой штуки появляются в связи с опытом жизни человека, но многое связано со слоями бессознательного, несущего вытолкнутые из сознания части образного мира, а еще генетическую память прошлого и давние, пещерные инстинкты. К примеру, мы видим резко увеличивающийся в размерах предмет. И испытываем страх. Древний инстинкт нападения хищника, вот причина страха. 

Да, мы можем сочинять музыку, играющую на таких инстинктах. Но она никогда не выдержит напора настоящей, творческой, открывающей новые горизонты и ткущей новые пространства музыки… Где же двигатель, что позволяет сложному образу, сложному как мир и человек, прийти к людям и зарядить их энергией?  Энергией собранной, как драгоценная влага, в образе-амфоре. Человек-творец и вся череда его предков, запечатленная в генах, создают чуть ли не живое существо – образ, наполненный энергией до краев, и как шар полный света и любви, пульсирующий точно сердце, бросают его другим людям…  читателям, слушателям, собравшимся вокруг, любимому человеку…

Великий лирик Древней Греции Анакреонт писал :
«Бросил шар свой пурпуровый /Златовласый Эрот в меня»…

Это потрясающий образ. Не стрелы Амура, но шар, целиком вбирающий в себя влюбленного, пурпуровый шар, брошенный грозным богом Эротом, с развевающимися золотыми волосами. Это зрительный образ, и звуковой, полный криком пораженного шаром любви.  Мир на секунду остановившегося птичьего пения, замершего от восторга, и тут же запевший с необычайной радостью и силой. Это шар восходящего Солнца, алый, и бледно-желтый шар засыпающего Солнца на закате…. И это единство жизни и любви, восхода и заката… его увидят в великом стихотворении Анакреонта те, кто желает идти вперед в понимании, а не баловаться пыльными игрушками, в надежде сложить из них новую сущность, произведение искусства.

«Но, смеяся презрительно
Над седой головой моей,
Лесбиянка прекрасная
На другого глазеет».

Шар Эрота, Солнце восхода и заката…

Но вам скажут о том, что в науке все не так. Что же, установим несколько странную аналогию между точными науками и Анакреонтом на Лесбосе. Там эксперимент, логические выкладки, математика, физика… 

А математика? На чем она основана, что в истоках реки формул?  Точка, не имеющая ни длины, ни высоты, ни ширины? Прямая – дорожка из точек, несчетного числа точек, кратчайшим путем ведущая из А в Б? Это же образы искусства, сны, озарения… В качестве примера приведу один образ, живую, анимационную картинку, осенившую одного очень известного человека.. Этого человека звали Исаак Ньютон.

Картинка Ньютона очень часто приводится в учебниках. По-существу, она и есть теория тяготения. Ньютон нарисовал круг – Землю. На ней высокую гору. С вершины горы бросают камни, все сильнее, все с большей скоростью. Первый бессильно падает у подошвы горы, второй подальше, третий – еще дальше и, наконец, камень огибает землю и готов попасть в голову экспериментатора. Но тот ловко приседает, и камень начинает свое вечное вращение вокруг Земли, он становится ее спутником, почти планетой…

Другой великий, к тому же мистический образ, позволил блистательному поэту небес, Иоганну Кеплеру обнаружить основные законы вращения, опять же планет. В Граце   вышла в  1596 году его первая книга «Тайна мира» В ней Кеплер попытался найти тайную гармонию Вселенной. Кеплер обнаружил, что орбиты пяти известных на то время планет связаны с правильными многогранниками. Орбиту Сатурна он представил как круг на поверхности шара, описанного вокруг куба. В куб в свою очередь был вписан шар, который должен был представлять орбиту Юпитера. В этот шар был вписан тетраэдр (пирамида), описанный вокруг шара, представлявшего орбиту Марса и т. д. 

Образ запечатлен в рисунке, так называемом «Кубке мира», модели солнечной системы из пяти правильных (платоновых) тел.  В дальнейшем Кеплер работал над таблицами реальных наблюдений положения планет, и вывел более точные законы орбит, так круг уступил место эллипсу. Но был ли образ ненужным? Мог ли Кеплер справиться с задачей без этого образа? Скорее всего нет. Так композитор сочиняет некоторое произведение, или поэт пишет стихи. Все кажется превосходным, общая идея вдохновляет и, на самом деле, «сами небеса» пишут произведение «через автора». Однако затем оказывается, что некие технические требования делают невозможным исполнение, или рифмы в стихотворении лучше бы поправить… и все-таки, именно образ породил произведение искусства.

В одной своей статье я написал: «…Художественный образ существенен в научном мышлении, расширяющем границы изведанного…   это путь, тропа, когда ты неожиданно оказываешься на вершине и видишь новый, огромный мир, столь далекий от мира комнаты с игрушками, моделями реальных вещей, мира постмодерна, музея всего на свете, который уже нечем пополнить. Этой пыльной комнате противостоят мир реальности и мир искусства, постигающего новые просторы, вид моря эллинов, островов, открытий, мир Колумба и Ньютона, мир Возрождения... мир радостный и светлый, где всегда есть припрятанные для путника, дотоле неведомые чудеса»...   

Собственно, это главное, о чем я хотел сказать.

-----------------------
С благодарностью
Ирине Каменской за обсуждение природы «мыслечувствий»
Черному Георгу за мысли, нашедшие выражение в его работе http://www.netslova.ru/b_georg/psychodelic-theory.html 
Саре Бет Бернар за обсуждения и поправки к этой заметке.